В начало

А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ПАРУС

          Часть вооружения парусной яхты, являющаяся ее основным движителем. По назначению паруса делятся на основные, дополнительные и штормовые.
         - бермудский парус. Треугольный парус, передняя шкаторина которого крепится к мачте, а нижняя - к гику. Верхний угол паруса (за который его поднимают) называется фаловым, нижний передний - галсовым, нижний задний - шкотовым.
         - буерный парус. Движитель буера. Буеры свободных классов имеют жесткие (постоянного профиля), полужесткие и мягкие (из ткани) паруса.
         - гафельный парус. Косой четырехугольный парус. Его передняя шкаторина крепится к мачте, нижняя - к гику, верхняя - к гафелю. Парус гафельный имеет четыре угла. Названия нижних углов: передний - галсовый, задний - шкотовый. Верхний передний угол называется верхним галсовым, а верхний задний - нокбензельным.
         - дополнительный парус. Парус, используемый в гонках дополнительно к основным парусам, когда нужно увеличить скорость хода (напр., спинакер, применяемый на полных курсах).
         - косой парус. Трех- или четырехугольный парус асимметричной формы, располагается по одну (заднюю) сторону мачты и передней шкаториной крепится к ней, позволяет при лавировке идти круче к ветру, чем прямой парус.
         - прямой парус. Парус трапециевидной формы, поднимается на горизонтальной рее симметрично относительно мачты. Прямыми парусами вооружают большие парусные суда.
         - рейковый парус. Разновидность косого четырехугольного паруса. Верхняя шкаторина рейкового паруса пришнуровывается к рейку, передний конец которого выходит вперед за мачту. Фал крепится приблизительно на 1/3 длины рейка, считая от переднего нока. Углы паруса: верхние - передний и задний нокбензельные, нижние - галсовый и шкотовый.
         - рейковый латинский парус. Парус треугольной формы. Реек, к которому пришнурован парус, обычно составной (для прочности) из двух полурейков. Передний нок наклонного рейка крепится у форштевня или вблизи него. Углы рейкового латинского паруса - галсовый, нокбензельный и шкотовый.
         - рейковый разрезной парус. Имеет как бы два паруса - фок и кливер. Верхние углы каждого паруса - фаловый и нокбензельный, нижние - галсовый и шкотовый.
         - рейковый шпринтовый парус. Разновидность косого четырехугольного паруса. Его передняя шкаторина пришнуровывается к мачте, нижняя - к гику. По диагонали растянут рейком (шпринтовым), одним концом упирающимся в нижнюю часть мачты, другим - в верхний задний (нокбензельный) угол паруса.
         - штормовой парус. Парус, применяемый при штормовой погоде вместо основного паруса (напр., трисель вместо грота). Штормовой парус меньше по размерам, он из более прочной ткани, чем основной парус, который он заменяет, имеет усиленную прошивку полотнищ.

(Источник: Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов, 2001)
 

 

 

Ссылка на эту страницу:

П..

обман

обмен

обруч

обрыв

объём

оксер

опора

осыпь

отбив

отбор

отвал

ответ

отдых

откол

откос

отмах

отрыв

отсек

пайол

пелям

петля

пешка

пешки

пивот

пилон

пилот

плато

плечо

плинт

плита

повод

пойти

показ

полёт

полка

порог

порох

право

приём

(c) Спортивный словарь v16